«Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение». » СШ № 35 им Кунаковой
Жамбыл облысы
Қордай ауданы білім бөлімінің
"№35 орта мектеп"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі :
+7(72) 43-50-93
Есепші бөлімі:
+7(72) 23-11-37
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » «Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение».
14
декабрь
2017

«Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение».

Краткосрочный план урока русского языка

Класс: 8 «А»                                                                                               дата: 23.10.2017 год

Тема «Способы выражения дополнения.  Прямое и косвенное дополнение».

Цель: активизировать  полученные ранее знания о дополнении, расширить понятие о способах выражения дополнения (инфинитивом, цельным словосочетанием); способствовать  формированию умений определять способы выражения дополнений в письменной речи, развить умение видеть и выделять прямые и косвенные дополнения.

Задачи: 1. Научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; научить определять каким членами предложения является та или иная словоформа; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнения: (отличать именительный падеж от винительного, инфинитив -дополнение от инфинитива сказуемого).

2. Развивать культуру речи, самостоятельность мышления, исследовательские умения.

3. Формировать коммуникативные навыки у учащихся; формировать нравственные позиции учащихся.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный момент. Психологическая разминка

Приветствую учеников, проверяю их готовность к уроку. Провожу психологическую разминку и обратную связь

Приветствуют учителя, демонстрируют свою готовность к уроку, принимают участие в разминке, делятся своими впечатлениями

2

Мотивационный этап

Ребята, послушайте небольшое стихотворение и скажите, о каком члене предложения в нем говорится

Вопросы косвенных падежей

Вы безошибочно знаете уже.

Если задаешь их без промедленья,

Тут же отыщется… ДОПОЛНЕНИЕ.

Действительно, сегодня на уроке мы будем  повторять дополнение.

Слушают четверостишие, называют второстепенный член предложения -дополнение

3

Актуализация темы урока.

Мозговой штурм: повторение падежей и второстепенных членов предложения

Сколько падежей есть в русском падеже? Как называется самый главный падеж? Каким членом предложения будет являться слово, которое стоит в именительном падеже?

Как называются остальные падежи? Перечислите их и их вопросы.

- Какие члены предложения называются второстепенными?

- Перечислить второстепенные члены предложения 

Слушают вопросы, задаваемые учителем, отвечают на них

4

Открытие новых знаний. Целеполагание.

Таблица ЗХУ

Итак, мы уже знаем, что сегодня мы остановимся на повторении и на изучении новой информации о дополнении. Запишите тему урока. Определите цели и задачи урока…  Наша задача –  ..расширить и углубить представление о второстепенном члене предложения – дополнении.

 Обобщить имеющиеся знания  и обратить внимание на новые факты, научиться определять:   

дополнения прямые и косвенные; способы выражения дополнений.

Организую работу с материалом учебника, работу  с таблицей ЗХУ.

 - Какую новую информацию о дополнении вы узнали из  параграфа? Что у вас вызвало затруднение?

- Какие дополнения называются прямыми?

- Каким падежом, кроме В., может быть выражено прямое дополнение?

-В каких случаях? Какие дополнения косвенные?

 Сопоставление с таблицей.

Слайд 4

Прямые дополнения

Выражено формой В. П без предлога: варю (что?) суп, пишу(что?) письмо;

Форма Р.п. без предлога, если

- обозначает часть предмета: налил чаю, купил хлеба;

Переходный глагол с отрицанием не: не надел куртки, не принес книг, не забыл задания.

 

 

Косвенные дополнения

Все остальные дополнения, если есть

предлоги:  Я к вам пишу.

-  возвратный суффикс  -ся-;

Косвенные падежи

Играть в пьесе, улыбаться ему.

 

 Приглашаю учеников  внимательно послушать ответы одноклассников, заслушиваю ответы нескольких учеников

Слушают учителя, оформляют записи в тетрадях, формулируют цели урока.

Работают с теоретическим материалом учебника, попутно заполняют таблицу ЗХУ.

По окончании работ ученики по желанию озвучивают результаты своей работы.

Желающие ученики при необходимости вносят свои дополнения или коррективы

5

Первичное закрепление

Наблюдаю за работой учеников

Работают в парах: проговаривают друг другу материал урока

6

Закрепление.

1.Комментированное письмо: «Корректоры»

 

 

 

 

 

 

 

2.  Самостоятельная работа с проверкой по эталону

 

 

 

 

Исправьте орфографические ошибки, подчеркните  дополнения в следующих предложениях и укажите падеж.

Экспидиция пересикла долину. Буря мглою небо кроит. Березы  заплитают солнце ( в косы).

-Что надо делать, чтобы определить дополнение в тексте?

- Хорошо, дальше что вы делали?

- И последнее, что вы делали или должны были сделать?  

-Какими частями речи может быть  выражено дополнение?  Заполните таблицу, определив, какими частями речи  выражены дополнения  - выписать СС (сказ.+ доп.)

- Большим все можно. 1 Прил.

- Восемь не делится на пять без остатка. 2 Числ.

- Помним погибших… 3 прич.

- Кто пел» о прекрасном далеко»?    4 нар.

- Он попросил Мери спеть. 5 Инф.

- Безродного пригрел и ввел в свое семейство. 6  Прил.

-Собака отлично поняла мое «фу!». 7 Межд.

-На море я увидел несколько рыбаков. 8  Цельное наименование.

 Я увидел девушку со слепым.

Выполняют задание

( коллективно)

 

 

 

Работают по заданному алгоритму.

 

 

 

Работают  в парах.

 

 

 

самопроверка

7

Контроль знаний: тесты

А сейчас выполните тестовые задания. Проверьте и оцените свою работу

Выполняют тестовые задания (стр. учебника 63-64) самопроверка

8

Итоги. Рефлексия

Ребята, мы достигли нашей цели?
- А какая была цель урока?

- Что вам на уроке особенно запомнилось?
- Молодцы, вы прекрасно сегодня поработали!

 

Принимают участие в рефлексии

9

Домашнее задание

Упр.102

Записывают задание на дом